Пластика уздечки

Пластика уздечки в стоматологии: зачем нужна и как проводится?

Уздечка - это небольшая тканевая складка, которая ограничивает подвижность органа. Во рту их три штуки: две на губах и одна под языком. Иногда ребенок рождается с укороченной уздечкой. Это приводит к нарушению подвижности губ, языка. Ребенок плохо разговаривает, испытывает проблемы с жеванием пищи.

Какие типы пластики уздечки существуют?

Есть два вида вмешательства:

1. френулотомия;
  2. френулоэктомия.

Первый тип пластики затрагивает подъязычную уздечку. Если она короткая, то ребенок плохо произносит звуки [Р], [Л], [Ш]. Появляются сложности с глотанием еды.

Второй тип пластики затрагивает уздечку губы. Если она короткая, то ребенок испытывает сложности с сосанием груди. В дошкольном возрасте укороченная уздечка приводит к нарушению произношения звуков [Б], [П], [В] и других.

Когда нужна пластика уздечки?

Вмешательство проводится в младенчестве, дошкольном и взрослом возрасте. Первые два типа делаются чаще всего. В роддоме врач осматривает новорожденного. Если он видит укороченную уздечку, то подрезает ее.

Младенцам

Не всегда проблема выявляется в первый день жизни. Родители замечают, что ребенок слабо сосет грудь, часто заглатывает воздух, мало ест. На осмотре педиатр увидит укороченную уздечку, направит к стоматологу для проведения пластики.

Дошкольникам

В дошкольном возрасте ребенка проверяет логопед. Происходит это в 4-5 лет. Поводом для обращения к специалисту становятся проблемы с устной речью. Логопед проводит диагностику, в том числе визуальный осмотр ротовой полости. Если есть проблемы - посоветует обратиться к стоматологу.

Взрослым

Основное показание - установка протезов, имплантатов. Укороченная уздечка будет мешать питанию тканей. Из-за этого имплантат может потеряться.

Укороченная уздечка языка приводит к заболеваниям пародонта - тканей, удерживающих зубы. Из-за этого появляются "карманы" в нижней челюсти. Зубы обладают повышенной подвижностью, риск их потери увеличивается.

Как определить укороченную уздечку?

Тесты проводят в домашних условиях. Верхнюю губу берут пальцами, тянут вверх и в сторону. Если место прикрепления складки к десне побледнело - уздечка укороченная.

Проверить подвижность языка просто. Попросите человека вытянуть язык изо рта, потом поднять кончик к верхней губе. Если сложно сделать, упростите пробу. Попросите дотронуться до нёба, альвеол, внутренней стороны губы.

Так или иначе, стоит обратиться к стоматологу для окончательного уточнения диагноза. Врач осмотритпациента, затем скажет нужно ли хирургическое вмешательство. Если да, то расскажет, как оно проходит.

Как исправить укороченную уздечку?

Некоторые логопеды советуют вытягивать укороченную уздечку языка с помощью специальных упражнений с применением зонда.

Однако точных доказательств эффективности растягивания уздечки нет. Лучше не тратить время и сразу обратиться к врачу. После коррекции пациенту могут потребоваться занятия с логопедом. Если не проводить упражнения, то сформируется толстый рубец. Он будет препятствовать движениям языка, губ.

Есть два типа вмешательства. Первый - иссечение укороченной уздечки скальпелем. Проводится под местной анестезией. Накладываются швы.

Второй - иссечением лазера. Проводится быстро и не оставляет ран.

Предпочтительнее использование лазера. Преимущества:

• точность разреза;
  • бескровность;
  • отсутствуют швы.

После лазера рана буквально "запечатана". При наложении шва сохраняются риски осложнений. Если в рану попадут бактерии, то будет развиваться воспаление.

Точность разреза тоже имеет значение. Если использовать скальпель, то можно неправильно иссечь уздечку, после чего останется рубец. Он часто появляется при устранении патологии в младенчестве. Поэтому во взрослом возрасте может потребоваться проведение новой пластики.

Плюс лазера - быстрое восстановление. Открытой раны нет. Она не болит. Ребенок не будет томиться в ожидании проведения манипуляции - она не занимает много времени. Дети боятся скальпеля, ножниц, тампонов. Лазер выглядит как ручка с небольшим наконечником. Стоматолог даст поддержать ее - это успокоит ребенка.

Как проходит вмешательство?

Особой подготовки не требуется. Рекомендуется сдать анализ на свертываемость крови. До вмешательства нужно поесть (за 2-3 часа). Сама процедура проводится в обычном стоматологическом кабинете.

Вмешательство занимает 5 минут. Перед проведением делают анестезию. Лекарство вводится в меньшем объеме, чем при использовании скальпеля. Можно не бояться осложнений.

После иссечения укороченной уздечки накладывается специальная повязка в виде мази, геля. Она не вызывает дискомфорта и способствует быстрому заживлению.

После окончания периода заживления пациенты приступают к занятиям с логопедом.

Что делать после операции?

В течение двух часов нельзя есть. Три дня воздерживаются от острой, жирной, кислой пищи. Рот необходимо полоскать антисептиком. По возможности необходимо уменьшить количество разговоров в течение недели.

Для восстановления подвижности языка проводят артикуляционную гимнастику. Ребенка просят открыть рот, потом предлагают ему дотронуться кончиком языка до верхних бугорков за зубами (альвеол). Дальше им проводят по нёбу.

Другое упражнение: «широкий» язык прижимают к нёбу, удерживая 5 секунд. Попросите ребенка поцокать. Звук получается, если язык прижать к нёбу, резко опустив.

Пластика уздечки в подавляющем большинстве случаев не приносит осложнений. Может отмечаться небольшая боль - исчезает через 4-5 часов после операции. Редко отекает язык.

Пластика уздечки языка и пластика уздечки губ нужны для восстановления подвижности органов. Без пластики в ряде случаев у ребенка будут проблемы с речью. Помимо этого, могут появиться проблемы ЖКТ, нарушение прикуса, повышенное слюноотделение, может измениться качество сна.

Пластику лучше проводить в младенческом, дошкольном возрасте, пока уздечка эластичная, мягкая и быстро заживает. Ребенок не запомнит негативных ощущений. При проведении пластики во взрослом возрасте следует уделить особое внимание послеоперационному периоду.

Мне все понравилось. Было приятно провести время с пользой здесь. Рекомендую всем. Отлично и не больно лечат. Доктором доволен.

Входим в ТОП-5 стоматологических клиник Санкт-Петербурга
Пластика уздечки верхней губы
Пластика уздечки нижней губы
Лоскутная операция в области 1 сегмента (до 6ти зубов)