Резекция верхушки корня зуба

Еще недавно многие воспалительные заболевания зубного корня и окружающих его тканей неизбежно приводили к удалению зуба. Современная стоматология располагает различными методиками лечения периодонтитов, позволяющими полностью ликвидировать воспаление и сохранить зуб. Один из наиболее эффективных методов терапии - резекция верхушки корня зуба.

Что это такое?

Резекция верхушки корня зуба или апексэктомия - хирургический способ лечения новообразований, являющихся тремя последовательными стадиями развития осложнения хронического периодонтита:

• гранулемы - узелка размером до 5 мм, плотно спаянного фиброзной тканью с верхушкой корня зуба;
  • кистогранулемы - уплотнения размером более 5 мм;
  • прикорневой кисты - капсулы размером до 10-12 мм с серозно-кровянистой или гнойной жидкостью с оболочкой из соединительной ткани.

Постепенное разрастание гранулемы приводит к образованию кистогранулемы, а затем - кисты. Если на начальной стадии осложнение развивается бессимптомно, то в дальнейшем оно сопровождается болью, припухлостью и покраснением десны, гнойными выделениями, повышением температуры тела, общим недомоганием. Прогрессирование заболевания может вызывать и более тяжелые осложнения - гайморит, остеомиелит челюсти, флегмону, периостит, общее заражение крови, менингит, инфекционный миокардит, озлокачествление опухоли.

Почему возникают гранулемы и кисты?

Основная причина появления новообразований у верхушки зубного корня - хронический воспалительный процесс в полости рта:

• глубокий кариес и травмы зубов с обнажением пульпы или переломом корня - не проведенное вовремя лечение ведет к инфицированию костных тканей и связочного аппарата;
  • некачественное лечение кариеса - недостаточная очистка тканей зуба от кариозных клеток, неправильная дезинфекция и пломбирование каналов и иные врачебные ошибки повышают риск развития воспаления;
  • нарушения прорезывания зуба мудрости - может вызывать воспаление связочного аппарата и костных тканей;
  • инфекционного заболевания - патогенные клетки, разносимые кровью и лимфой по организму, могут провоцировать возникновение периодонтитов и их осложнений.

Нередко новообразование возникает под воздействием нескольких факторов, а сниженный иммунитет обеспечивает стремительное развитие заболевания.

Показания и противопоказания

На начальных стадиях для устранения прикорневых гранулем и кист применяется консервативная терапия, включающая:

1. Вскрытие, очистку и дезинфекцию корневых каналов.
  2. Введение в них противовоспалительных препаратов.
  3. При подтверждении положительной динамики - пломбирование каналов постоянными материалами.

Если терапевтическое лечение не дает положительных результатов, врач принимает решение о хирургическом вмешательстве. Показания к проведению апексэктомии:

• размер новообразования превышает 10 мм;
  • неправильное анатомическое расположение, искривленность зубных каналов, затрудняющие их пломбировку и распломбировку;
  • наличие герметично установленного штифта или культевой вкладки в корневом канале;
  • наличие коронки или винира.

Для проведения резекции верхушки корня зуба необходимо, чтобы толщина костной ткани была не меньше 5 мм: велик риск перелома корня во время процедуры. Операцию не проводят в следующих клинических ситуациях:

• пародонтоз, приведший к оголению шейки или корня зуба;
  • сильная подвижность зубов при хроническом периодонтите;
  • плотное соприкосновение больных корней со здоровыми;
  • поражение значительной части корня;
  • верхушка зуба разрушена настолько, что не подлежит восстановлению и не может служить основой для фиксации протеза.

В этих случаях апексэктомия не даст положительных результатов, целесообразно удаление пораженного зуба. Противопоказаниями для операции являются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, кровеносной и иммунной систем. Поэтому решение о возможности проведения апексэктомии принимается на основании результатов тщательного обследования с учетом всех возможных рисков для здоровья пациента.

Как проводится операция?

Резекция верхушки корня зуба требует предварительной подготовки - качественного пломбирования или перепломбирования корневого канала. Лечение проводится за 1-2 дня до хирургического вмешательства. Сама операция состоит их следующих этапов:

1. Введение анестезии - инфильтрационной или проводниковой.
  2. Открытие доступа к пораженным тканям - иссечение и отслаивание десны от зубного корня.
  3. Высверливание в челюстной кости отверстия, через которое врач сможет срезать верхушку корня зуба и вычистить гранулему или кисту.
  4. Отсечение пораженного участка корня зуба и удаление инфицированных тканей.
  5. Антисептическая обработка.
  6. Заполнение образовавшейся полости материалом для костной пластики.
  7. Наложение швов и установка дренажа. Возможно наложение бандажа.

Апексэктомия проводится под местной анестезией. Если пациент перед лечением испытывает эмоциональную напряженность, чувство страха, тревоги или переживает приступ панической атаки, возможно использование премедикации. Перед стоматологическим вмешательством пациенту вводят препараты, снижающие порог чувствительности и помогающие создать оптимальное психоэмоциональное состояние.

Последствия и реабилитация

Операция по удалению верхушки корня зуба длится 40-60 минут. К ее преимуществам относятся:

• минимальный риск возникновения осложнения и рецидивов - при соблюдении рекомендаций врача;
  • сохранение зубной единицы и возможность ее использования в качестве опоры для протеза;
  • полная безболезненность манипуляций.

Восстановление костной ткани занимает 4-6 месяцев и требует от пациентов соблюдения ряда ограничений:

• не жевать на той стороне, где находится больной зуб;
  • не употреблять твердой пищи до полного восстановления кости;
  • пройти назначенный врачом курс антибактериальной терапии;
  • полоскать рот после каждого приема пищи антисептическим раствором;
  • ограничить физические нагрузки в первые 2 недели;
  • проходить контрольные обследования для оценки результатов лечения.

Резекция верхушки зубного корня относится к сложным стоматологическим операциям, требующим от врача наличия соответствующей квалификации и профессионального опыта. В нашей клинике вы сможете пройти тщательное диагностическое обследование и хирургическое лечение, соответствующие международным стандартам качества и безопасности медицинской деятельности. Чтобы записаться на прием позвоните нам или заполните специальную форму на сайте. Мы работаем с 09.00 до 21.00 ежедневно без выходных и можем принять вас в любое удобное для вас время.

Хочу выразить признательность и благодарность за отличную профессиональную работу, внимание и доброжелательность Аветову Владиславу Геннадьевичу и всему персоналу Клиники 32

Входим в ТОП-5 стоматологических клиник Санкт-Петербурга
Резекция верхушки корня во фронтальном отделе
Резекция верхушки корня премоляров